Тест Келлермана-Плутчека "Психологические защиты"
(с)Психологические защиты представляют собой систему приспособительных психологических механизмов, которые предохраняют личность от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологической устойчивости, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
Существуют следующие типы психологических защит: вытеснение, регрессия, компенсация, интеллектуализация, отрицание, вытеснение, проекция, замещение, реактивное образование.
Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной психическим конфликтом. В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации.
Результат:
читать дальше
Выраженность каждого типа поведения представлена в процентах от общего количества. Общее количество принято за 100%:
Вытеснение: 13%
Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивида и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются.
Вытеснение - это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например в фобиях и страхах).
Отрицание: 21%
Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для себя угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения - неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.
В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь.
Регрессия: 14%
Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты.
В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки).
Компенсация: 9%
Компенсация - механизм психологической защиты, заключающийся в стремлении человека, не имеющего достаточных способностей в одной области, обращаться к таким областям деятельности, где он может преуспеть. Компенсация означает также попытку скрыть реальную или воображаемую неадекватность за противоположными проявлениями.
Выделяют прямую и косвенную компенсации. Пример первой хилый и болезненный в детстве ребенок становится ценой больших усилий выдающимся атлетом. Пример второй жажда власти как компенсация маленького роста или иных дефектов (Наполеон, Гитлер). В последнем случае человек стремится компенсировать свою неадекватность в чем-либо, не осознавая этого. Он хвастается и преувеличивает свои достижения, чтобы скрыть неуверенность в себе и комплекс неполноценности, принижает других, чтобы выглядеть лучше на их фоне и т.п.
Проекция: 25%
Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
Известная пословица гласит: «В чужом глазу соломинку мы видим, в своем - порой бревна не замечаем». Считается, что человек видит в других людях именно те негативные черты, которые присутствуют в нем самом.
Замещение: 2%
Переживая конфликт с более сильным, старшим или значимым субъектом, человек осознает, что прямое проявление эмоций агрессии и гнева может привести к ответной реакции подобного толка или отвержению, что по каким-либо причинам неприемлемо для него.
Человек снимает напряжение, обращая агрессию на более безопасный объект или на себя самого, происходит смещение ответственности по типу «вот, кто во всем виноват».
Интеллектуализация: 13%
Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллекгуализированных терминах.
Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).
Реактивное образование: 3%
Реактивные образования - это замена нежелательных тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально нежелательного чувства - ненависти к родителям. Ребенок, который был агрессивным к родителям, развивает по отношению к ним исключительную нежность и беспокоится об их безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других.
Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций - реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь - в ненависть и т. п.